Русская Церковь до митрополита Илариона (до 1051 г.). Часть 1
До сегодняшнего дня не сохранились точные источники сведений о том, как происходило устроение Русской Православной Церкви на раннем историческом этапе. Отсутствие достоверной картины открывает много пробелов в истории Русской Церкви домонгольского периода.
Кто был первым митрополитом русской Церкви?
Вопрос о том, кто был первым митрополитом русской Церкви, остается спорным. Нет прямых сведений о том, кто из архиереев крестил русский народ. Преподобный Нестор Летописец упоминает «о попах корсунских и царицыных», прибывших с царевной Анной из Константинополя. «Повесть временных лет», наша древнейшая летопись, не упоминает о митрополитах до 1039 года, то есть до времен правления Ярослава Мудрого. Некоторые зарубежные источники говорят, что, возможно, одним из крестивших был епископ Корсуни. Арабский писатель ал-Макин (1223 – 1302) свидетельствует, что император Константинопольский Василий прислал ко Владимиру епископов, наставивших в христианской вере и его самого, и весь его народ.
Список митрополитов Русской Православной Церкви домонгольского периода с кратким описанием событий представлен советским и российским историком, доктором исторических наук, профессором Я. П. Щаповым. Список впервые был составлен польским исследователем А Поппэ. Однако он начинается с имени митрополита Феофилакта (988-1018), при том, что церковная традиция называет первым митрополитом Киевским святителя Михаила (988-992).
Традиционной классической точки зрения о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, придерживался историк Церкви митрополит Макарий (Булгаков).
Он писал:
«Древнейший наш летописец не упоминает о митрополитах русских до времен Ярослава и в первый раз говорит о митрополите Феопемпте под 1039 г. Из последующих летописей и памятников истории одни выражаются, что Ярослав митрополию уставил, и даже начинают ряд митрополитов русских с Феопемпта, а другие, напротив, свидетельствуют, что митрополит поставлен для России еще в 988 г., вдруг после Крещения России при Владимире, и передают самые имена наших первых митрополитов: Михаила, Леонтия и Иоанна, бывших до Феопемпта.
Несмотря, однако ж, на разноречие всех этих показаний, ныне не может более подлежать сомнению, что митрополиты явились у нас еще при святом Владимире с самого основания отечественной Церкви. Это подтверждается свидетельствами не только XV, но и XIII, и даже XI в., и притом свидетельствами как отечественными, так и иностранными.
Мних Иаков, писавший прежде Нестора, замечает о святом Владимире, что он светло праздновал праздники Господские и поставлял в эти дни три трапезы: первую – митрополиту и епископам с прочим духовенством, вторую – нищим и убогим, третью – себе и боярам своим. Дитмар, современник Владимиров, повествует, что когда Болеслав, король польский овладел в 1018 г. Киевом, этого победителя торжественно встречал здесь Киевский архиепископ — имя, которым действительно, как скоро увидим, назывались тогда у нас митрополиты. В частности, о Михаиле как первом Киевском митрополите упоминает церковный устав Владимиров в списке XIII в.; о митрополите Леонтии свидетельствуют его собственное сочинение, сохранившееся в списке XIII – XIV вв., а также церковный устав Владимиров в списке XIII в.; наконец, о митрополите Иоанне ясно говорят под 1020 г. сам преподобный Нестор в житии Бориса и Глеба и другой, более древний, сочинитель такого же жития святых мучеников – мних Иаков.
Из этих-то двух житий и узнаем, что митрополит наш безразлично назывался и митрополитом, и архиепископом. Что же касается до молчания преподобного Нестора о трех первых наших митрополитах, это молчание ничего не доказывает. Он умолчал и о других лицах и событиях, которые, однако ж, несомненно были. Притом Нестор упоминает во дни великого князя Владимира о епископах, которые, собравшись однажды, предлагали ему совет казнить злодеев, а под именем епископов в подобном случае Нестор разумел иногда не одних епископов в строгом смысле, но вместе с ними и митрополита.
Что касается до выражения некоторых летописей: “Ярослав митрополию устави”, оно вовсе не значит, будто Ярослав установил, основал в Русской Церкви митрополию, дотоле не существовавшую. Это выражение употребили Софийский временник и третья Новгородская летопись под 1037 г., а между тем еще при введении в Россию христианства сказали о русском митрополите Леонтии; употребил также составитель Никоновой летописи под тем же годом, сказавши гораздо прежде о всех митрополитах, бывших со времени основания Русской Церкви, т. е. Михаиле, Леонтии и Иоанне.
Слово “митрополия” у летописцев означает в настоящем случае митрополитскую кафедральную церковь святой Софии и при ней митрополитский дом, а слово “устави” значит “заложил, основал”, как видно из слов древнейшего нашего летописца об этом самом событии. Если, наконец, в одной из летописей и в одном каталоге наших митрополитов ряд их начинается с Феопемпта, то очень понятно почему. Составители каталога и летописи, верно, основывались только на показаниях преподобного Нестора, а он не упоминает ни об одном русском митрополите до Феопемпта».
В «Хронике» Титмара Мерзебургского, современника Крещения Руси и междоусобицы между сыновьями князя Владимира после его смерти, упоминается архиепископ города Киева:
«Тем временем Ярослав (Iarizlavus) силой захватил какой-то город, принадлежаший тогда его брату, а жителей увел [в плен]. На город Киев (Kitawa), чрезвычайно укрепленный, по наущению Болеславову часто нападали враждебные печенеги (Pedenei), пострадал он и от сильного пожара. Хотя жители и защищали его, однако он быстро был сдан иноземному войску: оставленный своим обратившимся в бегство королем, [Киев] 14 августа принял Болеслава и своего долго отсутствовавшего сениора Святополка (Zentepulcus), благорасположение к которому, а также страх перед нашими обратили [к покорности] весь тот край.
В соборе святой Софии (sancte monasterio Sofhiae), который в предыдущем году по несчастному случаю сгорел, прибывших с почестями, с мощами святых и прочим всевозможным благолепием встретил архиепископ этого города. Там же была мачеха упомянутого короля, его жена и девять сестер; на одной из них, которой он и раньше добивался, давний распутник Болеслав беззаконно, забыв о своей супруге, женился. Там ему были показаны немыслимые сокровища, большую часть которых он раздал своим иноземным сторонникам, а кое-что отправил на родину.
Среди вспомогательных сил у названного князя было триста человек с нашей стороны, а также пятьсот венгров и тысяча печенегов (Petinei). Все они были отпущены по домам, когда вышеупомянутый сениор (Святополк) с радостью [стал принимать] местных жителей, приходивших к нему с изъявлением покорности. В этом большом городе, являющемся столицей того королевства, имеется более четырехсот церквей и восемь рынков, народу же неведомое множество. До сих пор этот [город], как и весь тот край, силами спасающихся бегством рабов (servi), стекавшихся сюда со всех сторон, а более всего [силами] стремительных данов (Dani) противостоял весьма разорительным [набегам] печенегов (Pecinegi), побеждал также и других»
(Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 4).
О митрополите Михаиле свидетельствует так же текст Церковного устава князя Владимира в списке XIII века. Этот список упоминает митрополита Михаила как автора устава, утвердившего законодательство по церковным вопросам. Однако есть списки устава, где отсутствует упоминание митрополита. Поэтому возникли предположения о том, что упоминание Михаила могло быть вставлено позднее переписчиком, который следовал сложившейся на тот момент традиции.
В некоторых списках Устава князя Владимира говорится, что митрополит Михаил был направлен на Русь константинопольским патриархом Фотием (877–886). В связи с этим, как предполагает греческий историк В. Фидас, «были две группы источников, повествовавших о принятии Русью христианства: в одной из них говорилось о князе Владимире, но не о Патриархе, пославшем на Русь епископа, а в другой (более древней) — только о Патриархе, впервые пославшем на Русь епископа (то есть о Фотии), но не о князьях, принявших этого епископа (то есть об Аскольде и Дире). Точных же сведений о времени жизни Патриарха Фотия у русских летописцев не было, что способствовало смешению источников обеих групп». В.Фидас предполагает, что святитель Михаил подвизался на Руси в 989 – 991 годах.
А. Поппэ высказал оригинальное, однако не вполне убедительное предположение, что под 988 годом в «Повести временных лет» помещено поучение князю Владимиру, принадлежащее византийскому писателю IХ века Михаилу Синкеллу.
«Составители церковного Устава восприняли это “Наставление” как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор Символа веры был и первым русским Митрополитом (Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси)
Никоновская летопись называет святителя Михаила «Сирином», т.е. сирийцем, но отдельные исследователи говорят о его болгарском происхождении. Например, О. М. Рапов пишет: «Сирийское духовенство имело огромный опыт в христианизации многих народов, имело оно связи и с малоазиатскими славянами, а потому участие сирийцев в крещении Руси не может быть полностью исключено» (Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в).
Под 992 годом в Никоновской летописи говорится: «Того же лета преставися пресвященный Михаил Митрополит Киевский и всея Руси, иже поживе крепким житием, и мног труд о Господе показа в новокрещеных людех, и веру православную соблюде, и всех богоразумию научи. И много о сем поскорбе и прослезися Володимер».
В акафисте об этом говорится: «…аще и не четыредесять лет якоже Моисей, но четыре лета точию люди Киевския страны детоводил еси, не манною тленною, но истинным Хлебом с небесе сшедшим сия питая, иже есть Христос Господь».
Согласно преданию, были обретены мощи митрополита Михаила. Сначала он был похоронен в Десятинной церкви, указывается год его кончины — 992, в 1103 году при игумене Феоктисте мощи обретены нетленными, перенесены в Киево-Печерский монастырь, с 1730 года почивали в Большой Успенской церкви.
Русский историк граф М. В. Толстой, комментируя «Книгу глаголемую описание Российских святых», называет места пребывания святых мощей Первосвятителя земли Русской: «Мощи его были первоначально погребены в Десятинной церкви, но в 1103 году перенесены в Антониеву пещеру, а оттуда в 1730 году перенесены в Великую церковь Пречистую».
Называется имя Киево-Печерского настоятеля, архимандрита Феоктиста, при котором было совершено перенесение мощей святителя в монастырскую пещеру. Однако архимандрит Амвросий (Орнатский) говорит, что это перенесение произошло «по нашествии татар» .
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году Успенский храм был взорван и мощи утрачены. Даты точной канонизации митрополита Михаила в Русской Православной Церкви нет, но факты почитания и прославления устанавливаются с XV века.
Таким образом, судить о происхождении, жизни и деятельности митрополита Михаила остается только гипотетически. Остается открытым вопрос и о первой русской митрополии. Чем она являлась: самостоятельной кафедрой или же резиденцией, построенной возле храма святой Софии? Об этом расскажем в следующей статье нашего исторического цикла.