Покров Божией Матери означает, что милости Ее к нам всегда готовы: когда и как удобнее сретать их.
Празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — общей всех христиан Матери. Утешительное празднество! Оно дает уверение, что помощь и заступление Матери Божией всегда готовы и так близки ко всем нам, как, например, кров дома, или еще ближе, как благодетельная рука, касающаяся главы нашей.
Весь мир христианский действительно и испытывает над собою сей омофор милости Пресвятой Богородицы, и благодарно радуется, и в благонадежии торжествует. Не раз испытала сей Покров и наша страна, как свидетельствуют и чудотворные иконы Владимирская, Боголюбская, Муромская, Шуйская, и град наш в недалекое еще от нас время сподобился милостивого заступления Ее, в отклонении от нас варварского нашествия французов. И еще ближе, на памяти нашей, в прекращении чумы. Благодарение Господу и преблагословенней Матери Его!
Весь мир христианский действительно и испытывает над собою сей омофор милости Пресвятой Богородицы, и благодарно радуется, и в благонадежии торжествует.
Утешительно исповедать бывшие опыты небесного Покрова. Они рождают веру, что сей Покров пребывает и может пребывать над нами до скончания века. Судьбы Божий, по которым Он то сокращает, то пространнее отверзает над нами благодающую десницу Свою, неисповедимы для нас.
Но всяко несомненно, что незаслуженно Он не наказывает и от тех, кои не прогневают Его, не отвращает лица Своего. Таков же закон и Покрова Пресвятой Богородицы! Сей Покров уже простерт над нами. Не отклоним его, и он пребудет на нас. Нежная мать бережно упрятывает дитя свое, и ему тепло и покойно, пока не разбросает оно Покровов своих. Так и с нами. Бережно хранит нас Заступница наша. Не будем сами порываться из‑под Покровов Ее нашею небрежностию и своенравием, и навсегда пребудут на нас Ее заступление и милость. Спросите, что же именно для этого надо делать? Отвечу: пребывайте там, где Матерь Божия обвыкла являть милость Свою: покрывая там всех, Она и вас прикроет.
Не будем сами порываться из‑под Покровов Ее нашею небрежностию и своенравием, и навсегда пребудут на нас Ее заступление и милость.
Видите, где было первое всенародное явление Покрова Ее? В храме, во время всенощного бдения. Спешите и вы в храм Божий на благоговейную молитву всякий раз, как имеете возможность, а паче в воскресные и праздничные дни. Все храмы обходит Владычица наша и всякому дает потребное, по мере труда его и усердия в молитве. Не забудет Она ни одной души, болезненно вопиющей к Ней, и во время благопотребное явит милость Свою. Так в храмах Божиих одна часть омофора Матери Божией: не уклоняйтесь от храмов и будете под Покровом Ее.
Видали вы изображение Матери Божией Всех Скорбящих. Матерь Божия стоит на воздухе. От Нее рассылаются Ангелы ко всем скорбящим с благопотребной помощью, или от Ней исходят лучи и ударяют на требующих помощи Ее, просветляя души их утешением и врачеванием их болезней душевных и телесных! Спешите к сим скорбящим и вы, и луч милости Пресвятой Богородицы, осеняя тех, осенит и вас. Так над скорбящими другая часть омофора Владычицы: почаще вращайтесь средь них с посильной помощью и всяко привлечете и на себя омофор милости Ее.
Так в храмах Божиих одна часть омофора Матери Божией: не уклоняйтесь от храмов и будете под Покровом Ее.
Есть сказание, что один ревнитель спасения, простец некнижный, руководим был в подвигах своих и трудах иконою Пресвятой Богородицы. Всякий вечер припадая в молитве пред иконой Ее, он в лике Ее читал одобрение, или укор себе за дела дня. Когда Она грозно смотрела на него или отвращалась от него, он заключал из того, что, верно, сделал что дурное, пересматривал все дела, мысли и чувства дня, находил неисправное, каялся, и был одобряем милостивым ликом от Матери Божией. Это значит, что подвиги спасения, равно как и все подвижники находятся под самым внимательным надзором Владычицы Богородицы. Хочешь удостоиться сей милости, не неради, подвизайся в христианских трудах о спасении, и верно удостоишься ее. Так, над ревнителями о спасении, подвижниками третья часть омофора Матери Божией: пребывай в подвигах, и будешь под омофором милости Ее!
Итак, храмы Божий, места нужд и скорбей, и поприща подвигов и трудов, вот где всегда присуща Матерь Божия! Усердие к молитве, дела милости и благотворения и подвижнические труды о спасении, вот чем привлекается и удерживается Покров Ее. И скажу вам, кроме этого другого ничего и указать нельзя: ибо этими тремя все обнимается. Молитва обнимает отношения наши к Богу, дела милости и благотворения — наши отношения к ближним, а труды подвижничества — наши отношения к себе самим. Но сими тремя отношениями вполне определяется весь строй нашей жизни, и когда они в должном порядке, то и в нас все в должном порядке, и тогда мы сами из себя составляем крепкий сосуд, в который благонадежно влагаются небесные щедроты. Поревнуем же явить себя исправными во всех сих трех видах исправности, и Матерь Божия, Матерь совершенного в Господе человечества, воспримет и нас в родство Свое, и о нас попечется, как о присных Своих, зря в нас следы Своего материнства Богоблагодатного.
Усердие к молитве, дела милости и благотворения и подвижнические труды о спасении, вот чем привлекается и удерживается Покров Ее.
Припомните Нагорную беседу Спасителя, в которой Он учил, каковы должны быть последователи Его. Изъяснив христианские сердечные расположения, Он указывает потом свойственные христианам видимые для всех дела их и труды, именно: молитву, милостыню и пост, постом означая постническую жизнь, обнимающую все труды подвижничества христианского.
Так и по заповеди Спасителя эти три — суть виды, способы и орудия христианского жития. Всякий христианин, ревнующий быть исправным, непременно ходит в них. И чем кто опытнее и привычнее к ним, тем он ближе к совершенству христианскому, тем ближе он к небу, и небо ближе к нему. И. во все времена, чем сильны бывали и бывают христиане? И чем страшны они миру и князю его? Молитвою, милостынею и постом.
В наш век дух мира силится взять преобладание над духом Христовым. Но смотрите, чем он хочет достигнуть сего? Гонений не воздвигает; а что делает? Хочет отбить у нас орудия воинствования нашего — молитву, пост и милостыню. И вот вы и в печати и в речах, и в шутку и серьезно, всюду у миролюбцев встретите нелегкие нападки, то на чины церковные и молитвования всякого рода, то на бедных и милостынеподаяния, то на пост и всякое подвижничество и строгость к себе. Знает хитрый, что если он успеет отбить нас от сих орудий жития христианского, то победа и без особой усиленной брани будет на его стороне. Ибо без сих орудий мы, как воин безоружный и раздетый, падем и попадем в плен. Да отступление от них и само есть уже падение и плен.
Изъяснив христианские сердечные расположения, Он указывает потом свойственные христианам видимые для всех дела их и труды, именно: молитву, милостыню и пост, постом означая постническую жизнь, обнимающую все труды подвижничества христианского.
Так, братие, не дети бывайте умы, но проразумевайте разрушительные для нас козни врага, и стойте в своем чине. Не могу удержаться, чтоб не напомнить вам о сем и не предостеречь вас. Ныне вон как пошло.
Любы иссякает; телу дается всякая поблажка в отношении к пище и всем похотям; усердие к храмам Божиим и молитве в них хладеет и все как‑то идет, не как следует. Счастливы, и знать не хотят христианских порядков. Бог милостив, терпит; но терпению бывает и конец. Помните тогда, в 12–ом году приходили французы с войсками других европейских народов, зачем, думаете? Затем, чтобы отучить нас от французской жизни. Мы и опомнились было немного, а теперь опять стали забываться. И вот целый год уже грозит нам Господь нашествием Европы. Даром, вы думаете, эта тревога? Нет. Это Божий к нам вразумительный голос!
Господь не хочет нас карать; но как мы неисправны, хочет, чтоб мы пришли в разум и исправились, и как бы говорит нам: смотрите, исправьтесь, а то опять пошлю на вас вражескую Европу, зверонравную и иноверную. Перестаньте жить по–французски и по–инославному, и опять восприимите благочестную, православно–христианскую жизнь, движущуюся в молитвах, постах, подвигах и всякого рода благотворениях. Вот, сроку дана только одна зима. Не исправимся, кто знает, что породит находящее лето? А ведь все от Бога. Одно мановение перста Его, и разлетятся все тучи. Но за то Он же подвигнет, и соберутся полчища для отмщения неправдам нашим.
На всем свете одно православное царство. Оно — слава Христова! Но и имя Христово, паче всех других народов, хулится нами, если мы неисправны. Почему и гнев Божий на нас сильнее, чем на других. Ибо Он хочет, чтобы мы явили славу Его в себе; чтобы весь свет видел — вот что есть православное царство! Других неисправных еще оставит Господь в покое нечествовать, да восприимут благое в животе сем, а нас не оставит в покое, пока не исправимся; ибо любит нас. Поразумеем же, братие, благое намерение Божие о нас и поревнуем пребыть во всем верными Ему, и милость Его сретим всегда и благодать обрящем во благовременную помощь.
Перестаньте жить по–французски и по–инославному, и опять восприимите благочестную, православно–христианскую жизнь, движущуюся в молитвах, постах, подвигах и всякого рода благотворениях.
Это к слову пришлось мне сказать, но не некстати и не далеко от урока праздничного. Ибо если о христианских порядках и жизни христианской будем не радеть, нечего нам ждать Покрова Матери Божией. Она — нежнейшая Мать наша, но не поблажливая. Готова наливать милость, но не без всякого разбора. Если будем Ей по сердцу, всячески ущедрит нас. Но мы не будем по сердцу Ей, если не поревнуем ходить в делах, Ей угодных, или по тем же путям, по коим Она Сама всегда ходит, со своим Покровом и заступлением. Не будем же сходить с сих путей и всяко будем под Покровом Ее. Аминь.
(Слова и проповеди. 1 октября 1863 г. На Покров Пресвятой Богородицы, во Владимирской Вознесенской церкви, куда в этот день бывает крестный ход, в надежде изгнания французов из Москвы)