Миропомазание
Хотя Миропомазание в Православной Церкви совершается вместе с Таинством Крещения и объединено вместе в ним в одно священнодействие, оно является самостоятельным Таинством. В некоторых случаях оно может совершаться и отдельно от Крещения, — например, над людьми, переходящими в Православие из других конфессий, в которых Крещение совершается правильным образом — через троекратное погружение во имя Святой Троицы. Такими являются, например, протестантские конфессии — лютеранство и англиканство. Также через миропомазание принимаются в общение с Православной Церковью старообрядцы-беспоповцы.
В Таинстве Миропомазания при помазании Святым Миром (особым освященным благовонным составом) и произнесении священником слов «Печать дара Духа Святого» человеку в полноте преподаются дары Святого Духа, необходимые для достижения спасения и благодатного единения с Богом. О том, как эти дары были даны Церкви в первый раз, нам повествует книга Деяний Апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы — ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать." (Деян. 2:1–4) От апостолов их ученикам и первым христианам эти же дары преподавались через возложение рук: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго." (Деян. 8:14–17) В дальнейшем, при умножении Церкви Христовой, но еще в апостольские времена, внешняя форма этого Таинства была изменена — вместо возложения рук стало применяться помазание Миром, освященным апостолами, а в последующие времена, — наследниками их власти, епископами. Сейчас Святое Миро освящается в каждой поместной Православной Церкви (Русской, Грузинской, Греческой и т. д.) ее Предстоятелем, после чего оно рассылается во все храмы этой Церкви. В Русской Церкви освящение Святого Мира совершается один раз в два года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в Великий Четверг на Страстной Седмице.
Хотя Таинстве Миропомазания дар Святого Духа преподается в его полноте, это не означает, что христианин тут же становится святым и получает спасение. Этот дар подобен семени, которое сеется в душу человека, но возрастить его через исполнение заповедей Божиих и сделать так, чтобы оно выросло и принесло плод святости — дело самого христианина. Святые отцы (свт Григорий Нисский, препп. Марк Подвижник, Максим Исповедник и др.) согласно говорят нам о том, что благодать остается бездейственной, если человек не очищает себя от грехов и страстей, а спасение приобретается трудом в исполнении заповедей Божиих.