Панихида
Панихида — заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие христиане. В уповании на милосердие Божие близкие испрашивают для них прощение согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихида представляет собой сокращенную заупокойную утреню. В древней Церкви термин «панихида» имел иной смысл. Прямой перевод слова «панихида» указывает на всенощное бдение.
Устав совершения панихиды содержится в 14 главе Типикона. Он отражает правила совершения заупокойного всенощного бдения. На практике панихида в большинстве случаев совершается в качестве частного богослужения, по просьбе одного или нескольких прихожан.
По отдельным усопшим христианам панихиды совершаются как до погребения, так и после, обычно на 3‑й, на 9‑й и на 40‑й день по смерти, на дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Возможно совершать панихиды и в другие дни.
Кроме этих дат, Церковь установила особые дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века усопших братий и сестер по вере, сподобившихся христианской кончины, также и тех, которые были застигнуты внезапной смертью, не получив церковного напутствия. Эти дни, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими родительскими субботами, а панихиды, совершаемые тогда – вселенскими. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
– Суббота мясопустная (за неделю до начала Великого поста).
– Суббота Троицкая (накануне дня Святой Пятидесятницы).
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.
– Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе).
Все молитвословия панихиды содержатся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они размещены: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1‑го гласа (иногда и пред субботой 5‑го гласа) без седальна по 3‑й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6‑го или 8‑го гласа.
В чинопоследование панихиды входят заупокойные ектении, псалом 90, псалом 118 (на практике опускается), заупокойные тропари «Святых лик», тропари «Покой, Спасе наш», псалом 50, пение ирмосов заупокойного канона с припевами (тропари канона, как правило, опускаются), «Трисвятое» по «Отче наш», тропари «Со духи праведных» и отпуст. После отпуста диакон, по традиции, возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабу Твоему/рабе Твоей (имя) и сотвори ему/ей вечную память». Хор трижды поет «Вечная память».
В пасхальный период панихида представляет собой сокращенную пасхальную утреню с включением лишь некоторых заупокойных молитв и песнопений.
Панихида совершается священником в храме либо на кладбище.
Кроме панихиды, в память об усопших может совершаться заупокойная лития – краткая заупокойная молитва, в которую входит лишь заключительная часть панихиды, включая «Трисвятое» по «Отче наш», тропари «Со духи праведных», одну заупокойную ектению с молитвой, отпуст, «Во блаженном успении» и «Вечную память». Заупокойную литию может совершать как священник в храме, так и мирянин дома, либо на кладбище.
В Номоканоне, основном каноническом сборнике Православной Церкви, изданном в 883 году и переработанном в XIII веке в России, в правиле 169 говорится: «В дванадесятодневном (т. е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления), в первую седмицу Четыредесятницы и в Великую (Страстную) седмицу, и в Светлую седмицу, и в великие праздники помины не бывают, прочее же во все лето поминаются». В эти периоды общественное поминовение усопших, в том числе совершение панихиды и литии, исключается из церковного богослужения