О постоянстве духовной жизни
Поздравляю всех с воскресным богослужением. Духовная жизнь требует постоянства. Для чего каждую неделю, из месяца в месяц, из года в год мы приходим в храм на молитву по субботам и воскресеньям? Регулярность, постоянство необходимы для нашей души.
По своему опыту могу сказать и знаю, что, наверное, похожее случается со многими: в жизни были моменты, когда присутствие Господа рядом ощущалось и чувствовалось, как Он наполняет жизнь любовью и смыслом. Один современный поэт написал замечательные строки: «Иногда наша жизнь зарастает цветами, это значит, мой друг, Он прошел между нами…». И когда в повседневной жизни, среди совсем обыденных, или же, напротив, сложных, порой трагических обстоятельств вдруг как-будто прорастают цветы радости, утешения, небесного мира, – это значит, Христос прошел между нами и даёт благодать ощутить Свою близость.
Для чего каждую неделю, из месяца в месяц, из года в год мы приходим в храм на молитву по субботам и воскресеньям?
Но бывает, всё идёт своим чередом, а Господа будто бы нет рядом. Ты как будто бьёшься головой об стену. Это ощутимая разница: в одно время ты делаешь некий жизненный шаг, и всё складывается в нужном порядке как пазл. Кусочек к кусочку, раз-раз и пазл готов. А иногда делаешь то же самое, а ничего не получается.
За прошедшие годы я не раз задумывался о том, на что похожа духовная жизнь и как проводить её. Мне пришло в голову, что больше всего она похожа на занятие, которое многим знакомо, оно было ремеслом большинства апостолов. Духовная жизнь очень похожа на рыбалку.
Духовная жизнь очень похожа на рыбалку.
Я вспоминаю себя в разные периоды жизни. Перед утренней рыбалкой ложишься спать, зная, что вставать придётся очень рано, и даже не высыпаешься. Рано утром ты идёшь или даже едешь на далекое расстояние к реке или озеру. Выбираешь длину лески, размер поплавка, затем подбираешь наживку, а потом закидываешь снасть в воду. Иногда приходится менять глубину, чтобы испытать, где находится рыба: глубже, или наоборот, ближе к поверхности, или сменять наживку на более привлекательную. Наживляешь то червя, то горох, то хлеб, и закидываешь снова и снова... И бывает так, что проведены шесть или даже восемь часов рыбалки, а улова нет. Ты возвращаешься домой ни с чем и размышляешь: может, удочка не та, или блесна на спиннинге не та, или надо вообще пойти с гребнем по реке… Как поймать эту рыбу? А на другой день ты делаешь все то же самое, приходишь на речку – и клюёт, вот наловил целое ведро! Ты совершал одни и те же действия, но в один день ничего не поймал, а на другой огромный садок рыбы принес домой.
И вот возникает вопрос – в тот день, когда улова не было, я сделал что-то не правильно? Нет, всё необходимое было сделано. Но почему-то в этот день рыбы не было. Не могу угадать причину: может, это слишком высокое атмосферное давление и рыбе было не до клева, или было слишком холодно, или вода мутная, и она не видела приманки... А в иное время всё сложилось как пазл, и в результате получился огромный улов.
Если бы я относился к рыбалке как к духовной жизни, то мог бы подумать в минуту искушения: ну вот, читаю молитвы, правило, и у меня ничего не получается, да брошу я это дело. Не буду больше ходить на рыбалку, раз сейчас нет клёва. И так я никогда не узнаю о том, что, сделав все то же самое в другой день, получу огромный улов.
Помните эпизод из Евангелия, когда апостолы всю ночь ловили рыбу и всё впустую, а потом они вышли на берег, увидели Христа, и Он велел им забросить сети ещё раз. Они возражают, спорят: «мы всю ночь ловили, мы ничего не поймали». А Он говорит: «Я говорю вам, забросьте». Они сделали по слову Спасителя и поймали 153 рыбы, так что пришлось вызывать другую лодку, чтобы вытащить этот улов (см. Лк.5:1–11).
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. (Лк.5:1-11)
В обеих ситуациях апостолы делали одно и то же, но разным был результат. И в нашей жизни это может повториться. Нужно постоянство, и тогда мы не сможем сказать, что ничего не получили. Необходимо прикладывать усилия для духовного труда, молитвы в храме и дома. Не бывает так, чтобы человек не приложил усилий, а улов пришел. Нужно усердие, некий неизменный труд, и тогда духовная жизнь принесёт свои плоды.
Нужно усердие, некий неизменный труд, и тогда духовная жизнь принесёт свои плоды.
Аминь!