Услышать слово истины. Проповедь в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос воскресе!
Сегодня в храме звучало евангельское чтение, в котором повествуется о том, как женщина-самарянка пришла к колодцу за водой и встретила Христа (Ин. 4: 5–42):
Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
И еще большее число уверовали по Его слову.
А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Ин. 4: 5–42
В Евангелии не указано имя самарянки, но согласно преданию Церкви, ее звали Фотинией – по-русски, Светланой. И вот Светлана встретила у колодца Самого Господа Иисуса Христа и получила от Него наставление о том, как молиться. Господь открыл ей, что молиться надо в духе и истине. И возникает вопрос, зачем она пошла к колодцу. За духовным наставлением? Для того чтобы учиться молиться? А к колодцу она пошла просто за водой – так, как делала это ежедневно. Каждый день она совершала обычные действия, чтобы принести воду домой, приготовить еду, накормить семью. И в момент этого обычного действия, которое она совершала каждый раз, Фотиния встречает Самого Бога, который открывается ей во всей полноте, вразумляя и наставляя.
Читая об этом событии, радостно надеяться, что и в нашей жизни, когда мы совершаем обычные рутинные действия, присутствует возможность встретить Бога, который может нас научить и наполнить Собой нашу жизнь.
Место, где вероятнее всего Бог может открыться нам – это храм Божий, святая Церковь. И важно проверить себя, когда телесно мы находимся в храме на богослужении, где в это время наш дух, где наша душа, где наш ум? Молимся ли мы духом или просто стоим телом в храме, а мысли наши далеко от молитвы. Может быть, от того, что смысл многих текстов нам непонятен, мы ничего не понимаем в молитве. По слову блаженного Августина, «если вы сами не понимаете, что читаете, то как Господь поймет вас».
Если вы сами не понимаете, что читаете, то как Господь поймет вас
Блаженный Августин
Стоит воспринять их не как осуждение, но как задачу, которую надо выполнить. Для понимания текстов и смыслов богослужения приходится трудиться, и для этого есть разные способы. Например, разобрать тексты важнейших мест в богослужении: чтений из Священного Писания, тропарей, стихир. Можно подготовиться заранее, уделив этому занятию немного времени и сил, и проследить за текстом во время службы, пользуясь источниками, которые сейчас доступны. Церковнославнский язык, на котором идут службы, может сперва быть непонятен, но стоит посмотреть в словаре незнакомое слово и тогда содержание нам откроется.
Если мы находимся на начальном этапе, то даже из отдельных фраз молитвенного правила или богослужебных текстов всегда сможем извлечь что-то важное. Это будет открываться нам постепенно. Не стоит бросать начатое, если понятно не все. Цель – понимать каждое слово молитвы. Путь – понуждать себя молиться и внимать прочитанному.
У святителя Феофана Затворника мы встречаем слова о том, что если во время молитвы ваши мысли улетают, это еще не грех: остановитесь, верните их обратно. И продолжайте молиться. Грех будет тогда, когда вы начнете собеседовать с этими посторонними мыслями, увлекаться ими. А если вы себя остановили и продолжили молитву – это ваша маленькая победа.
Собирая драгоценные жемчужины смысла на богослужении, будем просить у Бога: «Господи, дай нам терпения, помоги понимать молитву, помоги понимать богослужение». Мне вспоминается покойный отец Даниил Сысоев. Он был большим знатоком богослужения и литургических текстов и говорил своему брату Василию, который сначала не очень разбирался в этой теме: «разве ты не слышишь, какие звучат прекрасные стихиры, там такая глубина смыслов». А брат ему отвечал: «я не понимаю». Отец Даниил удивлялся: «ну как же так, там столько сокровищ, такая пища для ума, для богомыслия». И Василий Сысоев рассказывал мне, что когда уже позже он сам начал петь в церковном хоре, то постепенно эти слова легли ему на сердце, он увидел глубину богослужения.
И вот Господь говорит самарянке, что молиться надо в духе и истине. Что такое истина? Это та жизнь, которую Господь открыл нам через Свой образ в Священном Писании, и Церковь сохранила и преподнесла предание о ней через свое богослужении. Часто приходится слышать от людей нецерковных слова: «я молюсь сам, Бог у меня в душе». Но как узнать критерии этой истины и что на самом деле в душе понимается под образом Бога? Мы знаем, что Истина есть Христос. Ф.М. Достоевский говорил: «если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной
Ф.М. Достоевский
Христова истина проверена жизнью святых в лоне Церкви, и поэтому когда мы отказываемся от сути богослужения и молитвы, то отходим от истины Христа. Православные христиане верят в Бога Троицу: Отца, Сына и Духа Святого. Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Церковь сохраняет это учение неповрежденным и доносит через молитву и язык богослужения. Будем держаться этой святой истины, молясь в духе и так пребудем со Христом. Аминь!